Романтическая эпоха воздухоплавания, когда огромные пассажирские дирижабли медленно бороздили небо Европы и совершали трансатлантические перелеты, давно прошла. Но еще сто лет назад на дирижабли возлагались огромные надежды в качестве основного транспорта будущего.

Датой рождения дирижабля принято считать 1783 год, когда был изобретен аэростат — летательный аппарат легче воздуха, для подъема которого используется заключенный в оболочке газ. Но все же полноценно дирижабль возник 24 сентября 1852 года, когда на аэростате смогли установить электрический мотор с пропеллером, благодаря чему человек смог управлять не только высотой полета, но и его направлением и скоростью. Но настоящий бум дирижаблестроения начался в конце 19 века вместе с появлением надежных и мощных двигатель внутреннего сгорания.

Особый интерес к дирижаблям с момента их появления проявляли военные. Генералы быстро поняли, сколько огромное преимущество на поле боя сможет обеспечить наличие летающей единицы с вооружением на борту.
Передовые державы в срочном порядке организовали разработку военных дирижаблей, и уже к началу Первой мировой войны в их распоряжении были десятки летающих гигантов. Основными странами с летающим флотом были Россия, Франция, Англия и, конечно же, Германия, известная своими «цеппелинами» — дирижаблями жесткой системы. Во время боевых действий дирижабли использовались в качестве бомбардировщиков и разведчиков.

После окончания войны накопленный опыт в дирижаблестроении инженеры смогли реализовать, наконец, в мирных целях. Именно тогда мир вступил в расцвет эпохи дирижаблей: они выросли в размерах, стали более надежными и безопасными, а к их оболочке стали приделывать большие гондолы, способные перевозить пассажиров.
В 1919 году дирижабль впервые смог пересечь Атлантический океан, а в 1924 году немецкий аппарат «Граф Цеппелин», являвшийся на тот момент самым продвинутым дирижаблем в мире, начал совершать трансатлантические полеты с пассажирами на борту. И летевшие на нем люди могли по достоинству оценить комфорт и удобство передовых летательных аппаратов своей эпохи. В современных авиалайнерах пассажиру едва хватает места, чтобы не упереться коленками в кресло соседа. Пассажир же дирижабля, летящего 90 лет назад из Европы в США, удивился бы такому будущему и спокойно растянулся на своей кровати: ведь в гондоле у каждого пассажира была своя комната!



Самые современные на тот момент дирижабли жесткой конструкции вмещали в себя общий зал, где дамы и джентльмены могли провести время за разговором, комнату для курения, читательский уголок, душевые и туалетные комнаты, площадку для обзора местности и, конечно же, помещение для ресторана.

Команда корабля, обслуживающий персонал, запасы продовольствия и воды располагались на нижнем ярусе.

Пассажирские дирижабли обычно вмещали на борт от 50 до 90 пассажиров. И у них было чем заняться во время долгих перелетов из Европы в Северную и Южную Америку, которые длились около четырех суток: на некоторых воздушных аппаратах, выполнявших подобные рейсы, было выделено помещение для музыкальных вечеров с установленным роялем!


Это интересно: время для трансатлантического перелета дирижабля нельзя было просчитать без погрешности. Обычно скорость дирижабля составляла около 115 км/ч, но в дело мог вмешаться ветер, который либо увеличивал скорость аппарата, либо уменьшал ее. Вообще же каждый трансатлантический перелет являлся чрезвычайно рискованным мероприятием: без точных метеопрогнозов, отслеживания циклонов и связи с большой землей дирижабль полностью попадал во власть стихий и едва ли команда корабля могла бы что-то предпринять, если бы воздушный корабль попал в шторм. Интересно, каково это: оказаться во время грозы на дирижабле, в оболочку которого закачано тысячи кубометров легковоспламеняющегося газа? |
Конечно, перелеты на пассажирских дирижаблях могли позволить себе лишь обеспеченные люди. Не столь роскошные машины успешно использовались для перевозки грузов.
Золотая эпоха дирижабля закончилась стремительно. Часто в случае появления новой технологии старая поначалу выглядит намного лучше и до определенного момента позволяет извлекать больше выгод. Так случилось и с дирижаблем: в мире стремительно развивалось самолетостроение, но до 1930-х годов дирижабль оставался предпочтительнее в плане переноса грузов и осуществлении пассажирских перевозок. Конец эры дирижаблей наступил в основном из-за развития самолетов, которые вскоре смогли переносить больше грузов с более высокой скоростью и были дешевле в обслуживании. Не последнюю роль сыграл и ряд катастроф, связанных с дирижаблями, самой известной из которых является гибель «Гиндебурга».

Рекомендуем Синхроптер – вертолет с необычной конструкцией |
Время показало нерентабельность этих огромных судов, с помощью которых человек когда-то впервые покорил небо, и сейчас дирижабли остаются уделом узкого круга лиц и компаний. Но история навсегда запомнит насколько комфортабельными были эти аппараты для пассажирских перевозок, даже если сравнивать их с современными самолетами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.